Главная Статьи Учет НДС заказчика строительства.

Поиск

Учет НДС заказчика строительства.
12.08.2009 01:08
Несмотря на спад экономической активности в сфере инвестиционного строительства актуальной на сегодняшний день остается задача по учету НДС у заказчика строительства. НДС, относящийся к объектам инвестиционного строительства, в ходе всей стройки должен учитываться обособленно, а по завершении - быть передан инвестору. Обобщая трудности можно отметить следующие:

- в ходе строительства на конец каждого календарного месяца необходимо:

  • распределять косвенные затраты и НДС с ними связанный на обычную деятельность и на объекты инвестиционного строительства;
  • восстанавливать НДС с собственных материалов, использованных в инвестиционном строительстве;

- по завершении строительства инвестиционного объекта необходимо:

  • отразить в учете передачу накопленных затрат и НДС инвесторам (закрыть полученное целевое финансирование (счет 86));
  • определить финансовый результат как экономию инвестиционных средств;
  • начислить НДС с экономии и выставить сводный счет-фактуру каждому инвестору.

Хорошо тем компаниям, которые заранее выбрали и приобрели специализированный программный продукт для заказчика строительства. Хуже тем, для кого потребность вести учет НДС заказчика возникла после постановки бухгалтерского учета. К примеру, после перехода с Бухгалтерии 7.7 на конфигурацию Бухгалтерия предприятия 1.6 или Подрядчик строительства 4.0 (1С Предприятие 8.1). В таком случае главный бухгалтер встает перед выбором, либо:

- отражать все вручную, рискуя нарушить регламентированный учет НДС в программе, либо;

- произвести доработку конфигурации, переложив на плечи программы всю трудоемкость процесса.

Первый вариант не требует дополнительных инвестиций в программный продукт, но, измеряется оплатой труда высококвалифицированного бухгалтера, способного вести такой учет. К тому же, он требует предварительной детальной проработки методики ручного учета НДС заказчика строительства.

Второй вариант требует вложений в доработку программного продукта, но впоследствии экономит ресурсы бухгалтерии, что в пересчете на один год оказывается значительно дешевле. Качество учетных данных при автоматизированном учете НДС у заказчика значительно выше. Это обеспечивается за счет исключения из процесса человеческого фактора, а так же за счет появления возможности вносить изменения в прошлые периоды, не создавая проблем с повторным их закрытием. Типовой механизм регламентированного учета НДС и составления отчетности в данном случае риску не подвергается.

Отдельной темой для разговора является формирование сводного счета-фактуры для каждого инвестора. В данный документ должны войти суммы НДС, предъявленные заказчику поставщиками товаров, работ, услуг, в доле, соответствующей доле инвестора в объекте строительства. В сводном счете-фактуре должны присутствовать и заполняться следующие реквизиты, в порядке отличном от типового:

- В шапке документа:

  • Продавец; Адрес; ИНН/КПП продавца: «По прилагаемому перечню» [перечень должен состоять из информации обо всех поставщиках заказчика строительства НДС по товарам работам услугам должен быть выставлен; перечень должен быть включен в состав сводного счета-фактуры в отдельной таблице]
  • Грузоотправитель и его адрес: [полное наименование, адрес и ИНН заказчика строительства]
  • Грузополучатель и его адрес: [полное наименование и адрес инвестора]
  • Покупатель: [полное наименование инвестора]
  • Адрес: [адрес инвестора]
  • ИНН Покупателя: [ИНН инвестора]
  • Объект инвестиционного строительства: [адрес и площадь инвестиционного объекта, принадлежащего инвестору]
  • Основание: [номер и дата инвестиционного договора или договора долевого участия в строительстве]

- В табличной части документа должна выводиться информация по следующим графам:

  • Счет-фактура: [номер и дата счета-фактуры продавца]
  • Продавец: [краткое наименование продавца]
  • Вид затрат: [материальные затраты, работы или услуги]
  • Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего без налога: [в доле, принадлежащей инвестору]
  • Налоговая ставка: [ставка НДС указанная в счете-фактуре продавца]
  • Сумма налога: [в доле, принадлежащей инвестору]
  • Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего с учетом налога: [в доле, принадлежащей инвестору]

Имея представление о форме сводного счета-фактуры, не сложно представить какую огромную работу необходимо произвести бухгалтеру для его составления, если, к примеру, поставщиков у заказчика около 300, а входящих документов за 2 года строительства накопилось 1500 шт. (статистика приведена на основании анализа реальных данных клиентов). Совсем по-другому начинаешь смотреть на задачу, когда печатная форма формируется одним кликом мышки.

Безусловно каждая компания должна самостоятельно оценить рациональность того или иного метода организации учета НДС заказчика при существующих и планируемых объемах строительства. Главное, чтобы у каждой компании был выбор.

Наша компания в любое время готова оказать Вам содействие и предложить Вам собственные программные решения на базе 1С Предприятие 8.1 для конфигураций Бухгалтерия предприятия 1.6 и Подрядчик строительства 4.0.

 
Copyright © 2007-2013 ADVICE CG Ltd. All rights reserved.