Главная Статьи Грядущие изменения в I часть НК РФ!

Поиск

Грядущие изменения в I часть НК РФ!
22.02.2013 12:00
На рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект № 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – законопроект). Согласно статье седьмой законопроекта в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации предполагается внести, в частности, три следующих изменения:

Первое: Расширить права налогового органа в части определения суммы расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу. Так, законопроект дополняет пункт 1 статьи 31 «Права налоговых органов» НК РФ подпунктом 71 следующего содержания:
«71) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, возмещению (возврату) из бюджета, без учета результатов сделок, совершенных с целью занижения сумм налогов участниками сделки (в том числе третьими лицами при посредничестве), не выполняющими в этой сделке (совокупности сделок) никаких функций из-за отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, в том числе из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств. С этой целью налоговый орган вправе применить методы, указанные в статьях 1059 - 10513 настоящего Кодекса»;
Внесение подпункта 71 в пункт 1 статьи 31 НК РФ является попыткой законодательного закрепления права налогового органа исключать из состава расходов налогоплательщика расходы по операциям, которые, по мнению налогового органа, совершенны с целью занижения сумм налогов участниками сделки.
Напомним, что в настоящее время судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Изначально, в пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» содержалось, в частности, следующее положение:
«О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств, и т.д.»
Последние судебные решения в пользу налогового органа:
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.09.2012 по делу № А74-3015/2011;
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.08.2012 по делу № А29-7981/2011
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2012 по делу № А19-1898/2012
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.09.2012 по делу № А33-14562/2011
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.11.2012 по делу № А67-5605/2011
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.11.2012 по делу № А46-17781/2011
Постановление ФАС Московского округа от 19.11.2012 по делу № А40-12003/12-99-61
Постановление ФАС Московского округа от 12.10.2012 по делу № А40-18303/12-99-85 и другие.
Но существует не мало судебных решений по данному основанию в пользу налогоплательщика:
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2012 по делу № А26-4579/2011
Постановление ФАС Поволжского округа от 24.10.2012 по делу № А72-9723/2011
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.09.2012 № Ф03-4020/2012 по делу N А51-20705/2011
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2011 по делу № А26-1072/2010
Постановление ФАС Московского округа от 16.11.2012 по делу № А40-41130/11-91-180
Постановление ФАС Поволжского округа от 06.09.2012 по делу № А72-9670/2011 и другие.

Второе: Такой способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов как приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, законопроект дополняет новым основанием. В статью 76 НК РФ законопроект вносит подпункт 31 следующего содержания:
«31. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при возврате организацией почтовой связи почтового отправления налогового органа с отметкой об отказе организации от его получения либо об отсутствии организации по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц».
Таким образом, налоговый орган получает дополнительное основание для приостановления операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке.

Третье: Статья 88 «Камеральная налоговая проверка» НК РФ дополняется пунктами 92 и 93 следующего содержания:
«92. При проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, в которой уменьшены показатели по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетами), налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие достоверность отраженных в налоговой декларации (расчетах) сведений.
93. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения причин полученного им убытка, а также при необходимости истребовать документы, подтверждающие в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса размер понесенного убытка».
Таким образом, при проведении камеральной налоговой проверки, по требованию налогового органа, на налогоплательщика возлагается обязанность пояснения и (или) документального подтверждения суммы полученного убытка, либо снижения показателей в уточненной налоговой декларации.
 
Copyright © 2007-2013 ADVICE CG Ltd. All rights reserved.